27, 28 марта 2014 года прошел форсайт «Социальная ответственность бизнеса в России в XXI веке». Мероприятие было призвано консолидировать усилия бизнеса, общества и власти, направленные на долгосрочное прогнозирование отрасли корпоративной социальной ответственности и благотворительности.
Организаторам форсайта выступил Комитет по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), Конструкторов сообществ практики, RF group, некоммерческого фонда Charities Aid Foundation (CAF) и делового сообщества Business Family.
На Открытии форсайта с приветственными словами выступили Юрий Егоров, директор Экспертного департамента Деловой России. Он рассказал об успехах экспертного сообщества Деловой России и особо отметил активность вновь образованного Комитета по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности. Затем выступил председатель Комитета и инициатор тематического форсайта Сергей Орлов. Он обратил внимание на то, что многие полагают, что «тема КСО в современной России актуальна лишь для крупнейших национальных компаний и корпораций. Однако, то, что «Деловая Россия» решила системно включиться в проектирование будущего КСО в России отражает нашу уверенность в том, что это не так. По крайней мере, в будущем, каким мы его видим, это не должно быть так».
С вводными сообщениями выступили Елена Феоктистова, директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП, которая поделилась своим опытом в практике КСО и устойчивого развития в России, и Юлия Ходорова, консультант по развитию CAF Россия, с темой «Глобальные тренды и технологии в социальных инвестициях».
Завершая короткое вступление Сергей Орлов поделился собственным опытом: «Вы знаете, мой собственный бизнес – доверительное управление активами. Причем, наши клиенты, в основном, это институциональные инвесторы, предоставляющие «длинные деньги»: пенсионные фонды и целевые капиталы. На собственной практике я убедился в том, что всех участников этого бизнеса постоянно преследуют два дефицита: дефицит доверия и дефицит долгосрочного планирования. Эти два дефицита принципиальны и для дальнейшего развития и социального предпринимательства и благотворительности у нас в стране».
Форсайт по уникальной технологии Rapid Forsight, транслируемой в АСИ, проводила команда Тимура Щукина, соруководителя Конструкторов сообществ практики (КСП). За два дня форсайта с тремя группами участников (по 15 человек в каждой) работали 12 опытных модераторов из КСП. Собрался интересный состав участников, состоящий из представителей бизнес ассоциаций (Деловая Россия, РСПП, Опора России), бизнеса, НКО и власти, к примеру, из Сибура, банка УралСиб, E&Y, PBM Капитал, Правительства Москвы, ИСТ, АСИ, МИРБИс, РАНХиГС, ВШЭ, ФОМ, Агентства социальных инвестиций, Ассоциации менеджеров, Института Инноваций Инфраструктуры и Инвестиций, Gladway и многих других организаций.
Форсайт проводится для выработки образа наиболее вероятного будущего сферы социальной ответственности бизнеса в России, ее маршрутизации и прогноза. В итоге сложились 3 карты, 3 видения будущего. Каждая рабочая группа в силу своей уникальности получила различные результаты, при этом результаты, которые совпадают в разных группах, являются «ключевыми» или «узловыми» факторами, обеспечивая, таким образом, «репрезентативность» результатов работы групп. К примеру, были выявлены такие тренды как растущие ожидания общества от бизнеса, переложение ответственности государства на корпорации, развитие информационных технологий, интерес малого и среднего бизнеса к КСО, рост интереса к нематериальным ресурсам в бизнесе, рост количества физических лиц в благотворительности, рост числа компаний, добровольно сертифицирующих себя в рамках КСО и многие другие.
В конце первого дня после того, как результаты работы групп, включая предложения по проектам, были доложены другим участникам форсайт – сессии, участники проголосовали за проекты цветными стикерами, означающими:
желтые – “в каком проекте я сам смогу принять участие “
красные – “то, что я считаю очень важным для общества, но самне смогу принять участие.”
Лидарами были объявлены следующие проекты, которые пошли в проработку на второй, проектный, день:
1. Сквозное образование;
2. Рэнкинг компаний;
3. Территория развития перемен;
4. Национальная идентификация социальной ответственности.
В результате форсайта все участники получили 3 электронные коллективные карты будущего СОБРа (Социальной ответственности бизнеса в России), которые Комитет предполагает свести в одну и выложить в сеть.
Татьяна Коваль, исполнительный директор Комитета ожидает, что«эта карта будет «живой», т.е. будет развиваться с помощью добавления содержания от делового и экспертного сообществ». Благодаря форсайту уже начался процесс по формированию динамичного и открытого сообщества, состоящего из ключевых стейкхолдеров процесса: из бизнеса, общества и власти. Все материалы, положенные на карту в скором времени будут доступны для широкого круга участников процесса. Организаторы выражают уверенность, что первый форсайт дал старт серьезному движению в области стратегического коллективного планирования и конструирования совместного будущего и создания партнерских проектов. Видео-ролик о мероприятии: