Мировой опыт КСО

Появление практик корпоративной социальной ответственности связано, в первую очередь, с крупными западными компаниями. Однако важно понимать, что в зависимости от региона и компании направления и сами практики существенно различаются.

Так, наиболее типичным считается деление на Канадскую (Монреальскую) школу КСО, Англо-саксонскую и Континентально-европейскую.  При этом одни и те же направления КСО в разных странах реализуются по-своему: в Японии компания считается социально ответственной, если производит безопасные и высококачественные продукты; в Германии ― если обеспечивает гарантированную занятость, в Южной Африке ― если оказывает благоприятное воздействие на социально значимые области, такие как здравоохранение и образование.

Также от государства к государству и от организации к организации различаются классификации КСО по направлениям. Наиболее однозначно трактуемое направление корпоративной социальной ответственности ― корпоративная благотворительность. В данном случае речь идёт о пожертвованиях от лица компании некоммерческим организациям, занятым в области здравоохранения, образования, экологической безопасности и других областях. Однако поддержка тех или иных политических организаций или спонсирование коммерческих мероприятий не включаются в практики КСО.

Когда организация решает внедрить КСО, то, как правило, процесс внедрения происходит постепенно и проходит следующие стадии:

  • Правовая стадия.

На данном этапе компания неукоснительно соблюдает законодательство и строит свою деятельность, исходя из ожиданий общества, однако находится в так называемом «реагирующем» положении, то есть, не проявляет никаких ярко выраженных инициатив.

  • Функциональная стадия

Компания проявляет готовность внедрить некоторые добровольные обязательства корпоративной социальной ответственности (например, какие-либо разовые акции), которые могут довольно быстро принести неплохие результаты.

  • Стратегическая стадия

При достижении этой стадии принципы КСО становятся неотъемлемой частью общей стратегии развития компании, то есть, внедряются на долгосрочной основе.

  • Гражданская стадия

Компания не только реализовывает принципы КСО в своей деятельности, но и стремится привлечь к культуре практик КСО другие компании, своим примером оказывая влияние на всё деловое сообщество, становясь своего рода «КСО-евангелистом».

Если говорить о стандартах КСО, то наиболее распространённом в мировом масштабе будет ISO 26000 — Руководство по социальной ответственности.

Данный международный стандарт был подготовлен с использованием подхода, основанного на участии экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны из более чем 90 стран, и 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Российские представители тоже принимали участие в работе над стандартом. Эти эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон:

  • потребители;
  • государства;
  • промышленность;
  • трудящиеся;
  • неправительственные организации (НПО);
  • организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности.

Стандарт предназначен для использования не только компаниями, но и организациями других секторов, в том числе государственного и некоммерческого.

Стандарт ISO 26000 выделяет семь основных направлений, относящихся к КСО:

  • организационное управление;
  • права человека;
  • трудовые практики;
  • охрана окружающей среды;
  • добросовестные деловые практики;
  • проблемы, связанные с потребителями;
  • участие в жизни сообществ и их развитие.

Стандарт ISO 26000 определяет следующие принципы социальной ответственности:

  • подотчётность – организации следует быть подотчетной за её воздействие на общество, экономику и окружающую среду;
  • прозрачность – организации следует быть прозрачной в её решениях и деятельности, оказывающих воздействие на общество и окружающую среду;
  • этичное поведение – организации следует вести себя этично;
  • уважение интересов заинтересованных сторон – организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы её заинтересованных сторон;
  • верховенство закона – организации следует принять, что соблюдение закона обязательно;
  • соблюдение международных норм поведения – организации следует соблюдать международные нормы поведения, следуя при этом принципу верховенства закона;
  • соблюдение прав человека – организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.