Что такое корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность (КСО) ― это набор инструментов и мероприятий, которые реализуются для решения проблем в социальной, экономической и экологической сферах, иными словами, меры, на деле меняющие мир к лучшему.

История

Появление термина «корпоративная социальная ответственность» (КСО) датируется началом 1970-х годов и связано с развитием деловой этики — разновидностью прикладной этики, рассматривающей нравственные принципы и проблемы, присущие деловой среде.
Необходимость развития деловой этики была продиктована, с одной стороны, бурным ростом западных транснациональных корпораций после Второй Мировой войны, а с другой — усложнившимися экономическими условиями начала 1970-х, в рамках которых приходилось взаимодействовать уже серьёзно погрузневшим игрокам. К тому же, масштаб влияния корпораций на общество и экологическую обстановку оказался беспрецедентно велик, в связи с чем возросла и налагаемая на них ответственность.

Специфика КСО

Существует ряд различий между пониманием термина КСО в континентальной Европе и англосаксонских странах. Также многообразие практик КСО обуславливается и характеристиками самого бизнеса, и локальной спецификой.

Оценка практик КСО

Появление практик КСО потребовало разработки методик, позволяющих оценить эффективность данной деятельности. В качестве примера можно привести индекс FTSE4Good, публикующийся ежегодно газетой Financial Times совместно с Лондонской фондовой биржей и предоставляющий оценку эффективности компаний в области КСО. Также в настоящее время многие компании занимаются подготовкой «Отчётов по методу тройного итога», которые перед предоставлением общественности должны быть непременно проверены независимыми внешними аудиторами. (Согласно данной концепции бизнес строится на «трёх столпах устойчивого развития» — это планета, люди и прибыль. Используется не только как инструмент менеджмента, но и как инструмент ведения бухгалтерского учёта.) Однако сейчас не существует единых требований к такому документу, поэтому зачастую отчёты различаются по формату, стилю и методике оценки (даже в одной отрасли).
Важно понимать, что не всегда возможно выразить социальную или экологическую отдачу от практик КСО в конкретных числах. Поэтому наиболее востребована экспертная оценка и отклик широкой общественности.

Целесообразность КСО для бизнеса

  • Умение способствовать решению острых и социально значимых проблем улучшает имидж компании, из-за чего повышается лояльность местного населения и, следовательно, расширяется клиентская база.
  • Сознательный подход к использованию имеющихся ресурсов позволяет дифференцировать свой бренд, сделать его более заметным для покупателя.
  • Забота о развитии и сохранении собственного персонала повышает мотивацию и активность работников, что конвертируется в более внимательное и серьёзное отношение к своим обязанностям, а значит, в прибыль.

Практики КСО в России

Отличительной особенностью практик КСО в России является то, что, во-первых, они имеют глубокие исторические корни, и во-вторых, направлены были, пусть и косвенно, не на извлечение корпоративной выгоды, а на действенную помощь ближнему.